Образовательный проект «Лесовод-2020»

08.10.2018

Образовательный проект «Лесовод-2020» 
  ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» принимает участие в проекте «Лесовод-2020», организованном Межрегиональным отраслевым ресурсным центром в области лесного хозяйства на базе ФГОУ ВПО «ПГТУ» (г. Йошкар-Ола) при поддержке Фонда президентских грантов и Федерального агентства лесного хозяйства.  
  О проекте
 Грантовое направление, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту: поддержка проектов в области науки, образования, просвещения. Тематика грантового направления, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту: развитие сетевых способов реализации образовательных программ. 
Дата начала реализации проекта: 01.06.2018 
 Дата окончания реализации проекта: 31.03.2019 
Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта): Сетевое взаимодействие и сетевые формы реализации образовательных программ в практике лесного образования позволят повысить его качество, сформировать компетенции, соответствующие требованиям и ожиданиям ведущих работодателей, повысить производительность труда, создать условия для ускоренного социально-экономического развития лесных территорий, повышения престижа лесных профессий, уровня и качества жизни в лесных посёлках. Государственная политика предполагает переход к интенсивному лесному хозяйству, промышленное применение находят клональное размножение растений, дистанционное зондирование земли, обработка и анализ изображений, робототехнические устройства: от автоматических линий до мобильных роботов и беспилотных летательных аппаратов. На образовательных форумах выработана перспективная (опережающая) компетентностная модель рабочего в лесном хозяйства, которая предполагает обязательное владение инфотелекоммуникационными технологиями, лесными биотехнологиями и робототехникой, но техникумы и колледжи не готовы к самостоятельной реализации образовательных программ по этой модели. Целевая аудитория - студенты лесных техникумов и колледжей. Планируется дистанционное обучение по электронным курсам «Инфотелекоммуникационные технологии в лесном хозяйстве», «Лесные биотехнологии и выращивание улучшенного лесопосадочного материала» и «Современные машины и оборудование лесного хозяйства» по 72 часа, интегрированным в сетевые образовательные программы в 18 техникумах и колледжах с охватом 300 обучающихся. Основу курсов составляют материалы, разработанные и апробированные в Поволжском государственном технологическом университете в 2011–2013 гг. при выполнении по контракту с Министерством образования Российской Федерации проекта развития Межрегионального ресурсного центра в области лесного хозяйства. Будет выполнена модернизация и актуализация курсов с привлечением экспертов с ведущих предприятий, включение курсов в сетевые образовательные программы с заключением соответствующих договоров, подготовка технического обеспечения в техникумах и колледжах для дистанционного чтения лекций преподавателями Поволжского государственного технического университета в формате вебинаров, подготовка тьюторов для контроля работы студентов, проведение мастер-классов с участием ведущих специалистов лесной отрасли. Результатом проекта является обеспечение доступа студентов лесных техникумов и колледжей к современным образовательным ресурсам в рамках сетевого подхода к реализации образовательных программ и концепции опережающей подготовки. Социальные эффекты: вовлечение работодателей в практику реализации сетевых образовательных программ, развитие социального партнёрства; повышение конкурентоспособности выпускников, формирование условий для внедрения передовых технологий, роста производительности труда, снижения производственного травматизма, повышения культуры труда; повышение престижа рабочих профессий в лесном хозяйстве, повышение уровня и качества жизни в лесных посёлках. 
   География проекта: Республика Марий Эл, Краснодарский край - Апшеронский лесхоз-техникум, Волгоградская обл. - Арчединский лесной колледж, Алтайский край - Бийский техникум лесного хозяйства, Оренбургская обл. - Бузулукский лесхоз-техникум, Псковская обл. - Великолукский лесотехнический колледж, Хабаровский край - Вяземский лесхоз-техникум, Красноярский край - Дивногорский техникум лесных технологий, Тульская обл. - Крапивенский лесхоз-техникум, Нижегородская обл. - Краснобаковский лесной колледж, Ленинградская обл. - Лисинский лесной колледж, Республика Татарстан - Лубянский лесотехнический колледж, Владимирская обл. – Муромцевский лесотехнический техникум, Республика Карелия - Петрозаводский лесотехнический техникум, Ярославская область - Рыбинский лесхоз-техникум, Кировская обл. - Суводский лесхоз-техникум, Новосибирская обл. - Тогучинский лесхоз-техникум, Республика Башкортостан – Уфимский лесотехнический техникум, Воронежская обл. -Хреновской лесной колледж 
   Обоснование социальной значимости проекта: Социально-экономическое развитие лесных регионов, уровень и качество жизни в малых лесных посёлках, дееспособность гражданского общества в них полностью определяется производительностью труда и уровнем технико-технологического оснащения лесохозяйственных и лесозаготовительных предприятий, являющихся, как правило, градообразующими предприятиями в лесной местности. Готовность лесных техникумов и колледжей вести подготовку по перспективным (опережающим) образовательным программам, обеспечивающим соответствие компетенций выпускников ожиданиям ведущих работодателей, ограничена имеющимся учебно-методическим и кадровым обеспечением, существующей материально-технической базой. При этом работодатели не активно участвуют социальном партнёрстве при подготовке рабочих кадров, так как не удовлетворены результатами существующей практики. Таким образом в лесном образовании наблюдается заметный разрыв между получаемыми выпускниками компетенциями и требованиями к ним со стороны работодателей. Это значительно снижает конкурентоспособность выпускников лесных техникумов и колледжей на рынке труда, приводит к замещению их рабочих мест специалистами с высшим образованием, что влечёт ряд негативных последствий, числе которых: снижение престижа рабочих профессий в лесном хозяйстве, так как рабочие профессии, требующие высокой квалификации, начинают считаться инженерными, хотя не требуют интенсивного умственного труда; стагнация и депрессия в лесных территорий из-за снижения инвестиционной привлекательности лесного комплекса в силу недостаточной обеспеченности инвестиционных проектов высококвалифицированными рабочими кадрами, возникновение кадровых барьеров при внедрении инновационных технологий; снижение производительности труда и рост травматизм на производстве из-за использования устаревших технологий, машин и оборудования; низкая культура труда и формирование условий для неофициальных отношений и правонарушений в силу недостаточной компетентности рабочих. Отставание образовательных программ лесных техникумов и колледжей от актуальных и перспективных требований ведущих работодателей может быть преодолено внедрением сетевых подходов, позволяющих обеспечить доступ у студентов, обучающихся по лесным специальностям и направлениям подготовки, к образовательным ресурсам, формирующим знания и умения по передовым технологиям интенсивного устойчивого лесопользования и лесовосстановления в рамках сетевого подхода к реализации образовательных программ и концепции опережающей подготовки.

1,2.jpg